Проект студентов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Как обнаружить войну правок в городе
Айрат Багаутдинов рассказывает
Айрат Багаутдинов
Основатель проекта «Москва глазами инженера»
Правки в архитектуре:
Update, log и backup
Правки в архитектуре динамически развивающегося города - это скорее правило, чем исключение. В прежние времена каменные постройки не принято было сносить - уж очень дорог был камень. Поэтому их надстраивали, пристраивали к ним новые корпуса, до неузнаваемости меняя их облик. Вдобавок, каждая эпоха приносила свой стиль - и вот уже палаты 17-го века вместо наличников в духе нарышкинского барокко получали оштукатуренный фасад со скромной лепниной в стиле ампир, а после снова перестраивались новым владельцем, богатым буржуа, в новомодном модерне. Почти любые московские палаты 17-го века - Английский двор на Варварке, Белые палаты на Пречистенке - еще недавно выглядели совсем иначе. В палаты их превратила очередная правка реставраторов.

Не утихали перестройки зданий и в 20-м веке. Сносить мы, конечно, уже привыкли, но и стили сменяли друг друга не в пример чаще. Не сносить же пол-Москвы каждые 10 лет! Вот, скажем, в начале 1930-х попал в немилость архитектурный авангард и на смену ему пришла неоклассика. Ряд зданий, которые строились в переходный период, стали эдакими мутантами на стыке этих двух тенденций. Один из ярчайших примеров - гостиница «Москва». По формам своим довольно авангардное здание в последний момент получило фасады в духе свободно трактованной классики. А после смерти Сталина Хрущев набросился на ту же классику и вернул лаконичность прежнего модернизма - иногда просто маскируя классические фасады за фальш-стенами, как это случилось со многими павильонами ВДНХ. Такой подход мы назовем update.

В конце 19-го - 20-м веке формируются современные концепции реставрации. Есть две преобладающие: консервация и воссоздание. В соответствии с первой необходимо зафиксировать в памятнике его последнее состояние, при этом показать его исторический облик возможно с помощью «реставрационных окон» - фрагментов, воссозданных на предшествующие эпохи. Один из самых ярких примеров - храм Василия Блаженного, стены которого воссозданы на 16-й век, купола на 19-й, интерьеры ряда церквей на 17 и 18-й. Реставрационные окна становятся log-файлом, как бы хранящим сведения обо всем правках.

Воссоздание предполагает возврат памятника к его первоначальному облику. Это, например, было сделано с уже упомянутыми палатами. первоначальный облик собираются вернуть и шуховской башне, и дому наркомфина. Такой подход мы назовем backup.
Гид по правкам в москве
Как обнаружить правки
ШАГ 1

Если за отваливающейся штукатуркой видны наличники 17-го века.
Часто, если поковырять штукатурку на каком-нибудь эклектичном особняке в центре Москвы, можно вдруг обнаружить, что он лет на 300 древнее, чем кажется.

Пример: ресторан Арагви.
ШАГ 2

Если разные части здания ну совершенно не похожи друг на друга.

Иногда реставраторы оставляют разные части здания выглядящими на разные архитектурные периоды. Это называется реставрационные окна.

Пример: палаты Долгоруковых на Покровке.
ШАГ 3

Если в конструктивистском по форме здании появляются ложноклассические детали.

В начале 30-х на смену авангардной архитектуре резко приходит сталинская неоклассика. Многие здания начинают переделывать в процессе строительства. Отсюда на фасадах авангардных домов появляются колонны, пилястры, лепнина и прочие рюшечки.

Пример: Гостиница Москва.
ШАГ 4

Если здание закрыто некапитальными панелями.

При Хрущеве сталинская классика вышла из моды - на смену ей пришел лаконичный модернизм.на многих зданиях роскошный декор был сбит, а часто просто закрыт фальш-стенами, как во многих павильонах ВДНХ.

Пример: павильоны ВДНХ.
Cпасибо за постоянную обратную связь экспертам и студентам Strelka
Отдельное спасибо нашим кураторам Андрею Манирко, Евгении Поспеловой, Федору Новикову и Пьеру Далла Росса
Made on
Tilda